Новосибирские художники-иллюстраторы детских книг
Безукоризненный
оптимист
В. О. Назанский

«Не надо щуриться на Шурица»
Евг. Евтушенко

Встреча, 2017

Художников по принципу отношения к литературе можно разделить на читающих книги и не читающих, целиком живущих визуальными образами.
Есть также ещё маленькая группа пишущих художников, например, Александр Бенуа, Константин Коровин, Кузьма Петров-Водкин, Виктор Пивоваров, Эдуард Гороховский, наши современники Максим Кантор, Константин Сутягин, Леонид Тишков. Это условное разделение не является характеристикой творческого качества.
Среди нечитающих и мало читающих бывали порой яркие и талантливые художники.

Александр Шуриц принадлежал к числу читающих — он знал классику, следил за литературными новинками, даже со своей женой Тамарой он познакомился в Центральном доме книги, где она заведовала отделом зарубежной литературы. Обращение к искусству оформления книги было для него абсолютно естественным
и произошло вскоре после приезда в Новосибирск по распределению по окончании Строгановки (Московское высшее художественно-промышленное училище, ныне — Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова) в 1969-м.
В Новосибирск «он принёс свежее дыхание столичной художественной атмосферы, уже хорошо насыщенной информацией о достижениях и изысканиях мирового искусства…» (1).
Любопытно, что он прибыл в город в день высадки американских космонавтов на Луну.

Уже в первую неделю пребывания в Новосибирске Шуриц обнаружил Западно-Сибирское книжное издательство,
и дорога туда стала для него на ближайшие двадцать лет своего рода «дорогой жизни». Первая красочно проиллюстрированная небольшая — 16 цветных страниц — книжечка «Багаж» С. Маршака вышла уже в начале 1970-го. Потом в своих автобиографических записках «Ангел
в тумане» Шуриц вспоминал, что когда в магазинах появилась книга, он испытал необыкновенное чувство радости — хотелось стоять у прилавка и говорить всем:
«Это я нарисовал!» (2).
Но всё же жизнь художника, как известно, непроста.
Работа в течение пяти лет в СХКБ (Специальном художественно-конструкторском бюро) над дизайном электроприборов, как и служба в армии в начале 1970-х, мягко говоря, отвлекали от творчества, но трудности преодолевались.
Александр с завидным постоянством занимался
и живописью, и книжной графикой до начала 1990-х,
пока полностью не сосредоточился на живописи.
Он разработал свою узнаваемую стилистику, свой
образный и пластический язык в живописи, стал знаковым, градообразующим художником, одним из столпов культурной жизни города — свидетелем, участником, соавтором многих художественных инициатив.
Его можно было увидеть не только в мастерской на улице Советской, где он работал ежедневно, но и в музеях, галереях, театрах, филармонии, на телевидении.
Он был одним из организаторов и участников
«Выставки восьми» (2016) и проекта «Сто портретов выдающихся людей Новониколаевска-Новосибирска»
(2002–2012), способствовал работе галереи «Зелёная пирамида», возникновению Новосибирской биеннале (ныне триеннале) графики и фестиваля галерей «Арт-Новосибирск», участвовал в запуске второй очереди кинотеатра «Победа».

Александр Шуриц был одним из самых любимых
и востребованных художников города, он создал свой художественный мир — созерцательный, поэтичный, фантасмагоричный, парадоксальный, магнетизирующий, метафоричный, — оставил яркое творческое наследие —
не только живопись, но и книжную графику.
За более чем 20 лет сотрудничества с Западно-Сибирским книжным издательством (впоследствии Новосибирским книжным издательством) А. Д. Шуриц проиллюстрировал десятки книг, не только детских, но и фантастику, приключенческую литературу, античную классику, поэтические сборники, «тяжёлую и скучноватую сибирскую прозу» (2).
Кроме множества маленьких красочных книжек для детей младшего возраста: Корней Чуковский «Бармалей», Ганс-Христиан Андерсен «Принцесса на горошине», Аркадий Гайдар «Горячий камень» (1975), Евгений Мельников «Строим метро» (1983), Виталий Пищенко «Как хлеб на поле вырастили» (1984), Римма Кошурникова «Почему муха упала в обморок» (1985) и других — были и многостраничные, вышедшие большими тиражами всеми читаемые книги, мимо которых пройти невозможно.

Щелкните для увеличения


Наверное, для целого поколения новосибирцев «Волшебник Изумрудного города» в авторизированном пересказе А. Волкова (изначальный текст Л. Ф. Баума «Волшебник страны Оз») и «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» запомнились именно с иллюстрациями А.Шурица. Пусть большая часть иллюстраций была чёрно-белой и лишь меньшая — цветной, но стилистика была единой и созданные А. Шурицем образы Элли, Гингемы, Страшилы, Железного Дровосека, Урфина Джюса и его солдат для многих сибиряков (особенно для тех, кто не видел более ранних иллюстраций москвича Леонида Владимирского) вошли в личные истории впечатлений. Этому способствовали и просто сказочные в сравнении с нынешнем временем тиражи («Волшебник Изумрудного города» (1979) и «Урфин Джюс» (1981) — по 150 тыс. экземпляров), благодаря чему эти книги и сейчас нетрудно встретить в домашних библиотеках новосибирцев.

Успех книг был очевиден, и Книготорг попросил продолжить издание А. Волкова. (К тому же писатель почти наш — несколько лет в молодости после Томского учительского института он жил и работал в Колывани, где
и начал писать). В итоге в течение нескольких лет была напечатана вся серия из шести книг, к первым, самым известным, добавились еще четыре: «Семь подземных королей» (1983), «Огненный бог марранов» (1984), «Желтый туман» (1985), «Тайна заброшенного замка» (1986).
При оформлении удалось избежать повторений, художник проявил неистощимую фантазию
и изобретательность. Несмотря на огромные тиражи, книги расходились мгновенно и их трудно было достать.

Одной из первых работ художника для Западно-Сибирского книжного издательства была иллюстрация на обложку книги Елены Тудоровской «Приключения Одиссея», изданной в 1974-м году впечатляющим тиражом — 200 тыс. экземпляров. Это была первая пристрелка Шурица к античности. Продолжение темы последовало через три года. В 1977-м издаётся книга Льва Успенского «Двенадцать подвигов Геракла» тоже тиражом 200 тыс. экземпляров,
с цветной обложкой и чёрно-белыми, рисованными тушью иллюстрациями.
У художника формируется понимание того, как надо иллюстрировать античные тексты.
Через десять лет он снова возвращается к древнегреческому эпосу, на этот раз уже собственно к Гомеру — к «Илиаде» в классическом переводе Н. Гнедича и «Одиссее»
в переводе В. Жуковского. Художник решает иллюстрировать древнегреческую классику
на её же «языке» — взяв за основу стилистику краснофигурной росписи античных амфор, использовав два основных цвета и формообразующие линии. В этот раз он не просто исполнял отдельные иллюстрации, но занимался всем дизайном книги, разрабатывал все элементы оформления — форзац, фронтиспис, заставки, концовки, страницы деликатно декорировал композициями на основе греческого орнамента пальметта.

Щелкните для увеличения

К сожалению, в типографии на момент печати «Одиссеи» в 1988-м не было нужной краски и все фигуры, все греческие и троянские герои оказались зелёного цвета. Книга была напечатана на дешёвой желтоватой бумаге. Но, несмотря на всю производственную анекдотичность, книга кажется цельной, выстроенной, ощущается мерный ритм всех изобразительных элементов.
К счастью, вышедшая на год раньше «Илиада», была напечатана без курьёзов — фигуры античных героев, вписанные в чёрные круги на фронтисписе и полосных иллюстрациях, в полукружье заставок, получали терракотовый цвет и отсылали к краснофигурному чернолаковому стилю росписи древнегреческой керамики. Конечно, оставалась определенная дистанция между полиграфическим цветом и цветом оригинальной графики. Сейчас сравнить уже невозможно. К сожалению, практически все оригиналы цветных иллюстраций А.Шурица были приобретены и постепенно вывезены в Италию в середине 90-х коллекционером Марио Романини.

Более качественно и на лучшей бумаге издавались книги в Москве. С подачи Эдуарда Гороховского, с помощью Виктора Пивоварова в конце 1970-х началось сотрудничество Александра Шурица с московским — общесоюзного значения — издательством «Детская литература».
Первой тестовой работой стала дебютная книжечка детских стихов «Лекарство от зевоты»(1979, 24 цветных страницы) ленинградского поэта и переводчика Михаила Яснова. Выполненные акварелью в графической манере, с некоторой оглядкой на стилистику некоронованного короля немецкой книжной графики Клауса Энзиката, но более свободные, красочные и фееричные иллюстрации, создавали радостное праздничное настроение.
Книга, напечатанная на отличной бумаге, понравилась и автору, и издательству,
и читателям. Художник считал её одной из самых удачных своих работ.
В 2016-м «Лекарство от зевоты» было переиздано издательством «Энас-книга».

Щелкните для увеличения

Для «Детской литературы» Шуриц также оформил 32-страничную книгу Ирины Пивоваровой «Только для детей!» (1980, тираж 300 тыс. экземпляров), в 1981-м — книгу Р. З. Заславского «Утро всегда начинается с птиц», затем книгу шведской писательницы Розы Лагеркранц «Утешить Пейтера» (1983, 208 страниц, тираж 100 тыс. экземпляров), а в 1990-м — книгу Игоря Росоховатского «Прыгнуть выше себя».
Из центральных издательств сотрудничество сложилось также и с «Молодой гвардией».
В конце 1980-х вышли несколько сборников фантастики, оформленных Шурицем.


 



«Хоббит» Толкина Новосибирского книжного издательства (1989) стал одной из предпоследних книг до начала крушения государственных издательств, полностью оформленных художником — и обложка, и иллюстрации. Издание стотысячным тиражом способствовало насыщению городского книжного рынка востребованной книгой.

Закончился исторический период, начались другие времена, остались невоплощёнными мечты об издании своей «Алисы» Льюиса Кэрролла, об иллюстрировании «Божественной комедии» Данте. Пройдут годы, когда скорее в порядке исключения, Шуриц оформит небольшой поэтический сборник «Трактат об ангелах» Майи Шереметевой, изданный
в 2002-м тиражом всего 500 экземпляров, когда коммерческие издательства начнут переиздавать оформленные им книги.
К. Ушинский «Слепая лошадь»
Московским издательством «Энас-книга» были переизданы в 2016-м сразу несколько книг Шурица — ранее упомянутый Михаил Яснов «Лекарство от зевоты», Ирина Пивоварова «Только для детей!», Вера Инбер «Сеттер Джек», Константин Ушинский «Слепая лошадь» и Евгений Пермяк «Сказ про газ» (из них три последних первоначально были изданы в Кемерово
в 1978-м и в Новосибирске в 1980-м).

Переиздания, возможно, ещё будут,
но это уже другая история...
Почти за четверть века работы в книжной графике, сотрудничая с издательствами Новосибирска, Кемерово, Омска, Кишинёва и Москвы, Шуриц оформил более ста книг. Большая часть издана
в Новосибирске, в котором художник жил и работал до конца жизни. С уверенностью можно сказать, что книжная графика А. Д. Шурица — часть нашей истории и культурного наследия города.

Октябрь 2022 г.

1. Лаевская Г. Л. Встречи в выставочном зале. М.: Новый хронограф, 2000. С. 120.
2. Шуриц А. Д. Размышления. Шуриц. Т. 2. Новосибирск: [б. и.], 2020. С. 28.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website