Новосибирские художники-иллюстраторы детских книг
Свободный полет.
Книжная графика
Эдуарда Семеновича
Гороховского
В. О. Назанский

Эдуард Семёнович Гороховский — известный советский и российский художник, классик московского романтического концептуализма
и соц-арта, пионер российского «photo-basedart».
Всю свою жизнь он находился в cостоянии творческого поиска, осваивал разные техники, разные области искусства — участвовал в росписи стен кафе «Спутник»
в Новосибирске (впоследствии уничтоженных), занимался станковой графикой, книжной графикой, сценографией, живописью, соединением живописи и фотографии (придумал свой метод переноса фотографии на офортную доску и использовал фото для создания шелкографии
в живописи), фотоколлажем, литературой. (2)
Его изображение Сталина, составленное из 2 488 портретов Ленина, стало классикой соц-арта.
Он вошёл не только в региональную, но и в глобальную историю искусства.
Его работы представлены в Третьяковской галерее и Русском музее, в венском музее Альбертина, Государственном музее Дрездена, в ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве, токийском музее Альфа-Кьюбик, Музее Людвига в Аахене, в Музее Зиммерли в Нью-Джерси, Московском музее современного искусства и многих других государственных и частных коллекциях, включая Новосибирский художественный музей.
Творческую жизнь Э. С. Гороховского можно условно разделить на три периода: новосибирский (1954–1974), длившийся около 20 лет, московский (1974–1991) и немецко-московский — художник жил во Франкфурте-на-Майне, но сохранял московскую мастерскую и ежегодно часть времени проводил
в Москве. Он стал известной фигурой в искусстве конца ХХ века, но всё начиналось в Новосибирске.
В Новосибирск Э. С. Гороховский попал
по распределению после окончания с красным дипломом архитектурного факультета Одесского строительного института в 1954-м. Занятия архитектурой продлились пару лет, после чего
он «ушёл в свободное, но рискованное плавание
в океан под названием «изобразительное искусство».
В Сибири я встретился с людьми, которые приобщили меня
к искусству, о котором в институте, при жестком идеологическом контроле, даже не упоминалось. Открытием для себя импрессионизма, экспрессионизма, кубизма, русского авангарда я обязан, прежде всего, замечательному художнику Николаю Грицюку.
Я считаю его своим по-настоящему первым учителем, который открыл мне глаза на многие вещи в искусстве (1).
В 1955-м Гороховский впервые принимает участие в художественной выставке, начинает сотрудничать с Новосибирским книжным издательством, иллюстрирует детский альманах «Золотые искорки», затем начинает оформлять книги.

Позднее в своих воспоминаниях он написал:
«Я хотел заниматься искусством — писать и рисовать. Мне очень нравилась книжная иллюстрация. Опыта оформления книг у меня не было никакого, но желание и наглость были… Я собрал свои
рисунки и пошёл в Западно-Сибирское книжное издательство. Главным художественным редактором тогда был тоже молодой специалист — Виталий Минко. Так как мы были оба молодые, контакт между нами установился быстро. Он дал мне для пробы небольшую чёрно-белую детскую книжку.
Я, обрадованный, помчался её делать. К концу дня был в полной растерянности и ничего не понимал: вроде я неплохо рисовал, а ничего не получается. Тогда пошёл я в книжный магазин, накупил детских книг… и сел рисовать. К намеченному сроку понёс иллюстрации в издательство. Книжку у меня приняли, но новую не предложили. Через несколько месяцев я случайно встретил Минко, который предложил попробовать ещё раз. С тех пор я сделал более ста пятидесяти книг, мои иллюстрации удостаивались всесоюзных и республиканских дипломов» (2).




Работая с Новосибирским книжным издательством, Гороховский сложился как художник книги, сотрудничество продолжалось и после переезда
в Москву. Обратившись к жанру книжной иллюстрации, Гороховский довольно быстро нашёл свою интонацию, свою стилистику. Он не пошёл по пути имитирующей классические живописные «обманки» иллюстрации,
а предпочёл графическую манеру, словно помня, что со времён изобретения Гуттенбергом книгопечатания тексты сопровождались ксилографиями, а позднее использовались и другие печатные графические техники вплоть до ХХ века. А в России в первые трудные годы советской власти,
в условиях разрухи, вновь использовались традиционные печатные техники. В те годы В. Фаворский создал свои лучшие книги в технике торцовой ксилографии (оттиски
с поперечного среза самшитового дерева).
Э. Гороховский тоже использовал печатную графику — линогравюру, гравюру на картоне, его рисунки карандашом и пером с акцентированием линии также напоминали гравюры. Графичность характерна и для его цветных иллюстраций.
Узнаваемыми чертами его манеры стали стремительность линии, свободно парящие в пространстве персонажи, метафоричность и ассоциативность при сохранении внимательного отношения к тексту. Именно текст, как правило, задавал характер художественного решения.
Этнографически-фольклорные книги, детские сказки, стихи и проза современных авторов имеют у Гороховского свои особенности оформления. В те советские времена большое внимание уделялось взаимопониманию между народами страны, Новосибирское книжное издательство издавало легенды и сказки коренных народов Сибири, подчас записанные и обработанные русскими писателями, художники ездили в творческие командировки для погружения в тему. Гороховскому прочувствовать фактуру
и собрать визуальные впечатления помогали поездки по Сибири от Сибирского отделения Академии наук и газеты «За науку в Сибири».




Сборник алтайских сказок «Ак-Чекек — Белый Цветок» А. Гарфа и П. Кучияка (классиков собирания, обработки и переложения алтайского фольклора), изданный в 1967-м, стал для художника первым и удачным опытом работы с этническим материалом. Для оформления книги Гороховский использовал технику линогравюры, формат иллюстраций 21 х 21 см. Характерные для линогравюры контрастность и обобщённость всех изобразительных элементов оказались созвучны у Гороховского народному искусству и сочетали атмосферу архаики с энергией современных форм. (Возможно, на выбор техники повлияла проходившая в 1960-х в Новосибирской картинной галерее выставка мексиканской графики). Книга получилась настолько удачной, что её в 1968-м решили повторить
в миниатюрном издании. Обе версии были отмечены на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги».
Щелкайте по изображению для увеличения
Новосибирское издательство успешно осваивало выпуск миниатюрных книг. Следующая миниатюрная книга А. Смердова «Ай-Толай» по мотивам шорского эпоса в оформлении Э. Гороховского вышла в 1972-м и была отмечена Поощрительным дипломом конкурса «Искусство книги». Перед художником стояла непростая задача, ведь
у него были предшественники в разработке этой темы. Первое издание «Ай-Толая» Новосибгиза 1948-го с иллюстрациями И. Титкова возможно было уже отчасти подзабыто, но широкое хождение имел красочный диафильм 1961-го «Ай-Толай» художника К. Безбородкова. Художнику удалось найти своё решение, метафоричный стиль рисунков Гороховского отличался от предыдущих версий.


На поприще сибирской этнической литературы
Э. Гороховский оформил еще несколько книг:

«Эвенкийские сказки» (1971),
Ц. Бадмаев «Хотошо», стихи для детей (1972),
В. Пухначев «Сказки старого Тыма» (1972),
А. Гарф «Грозный Чал» (1973),
П. Трояков «Коре Сарыг на буланом коне» (1974), «Сказки народов Сибири» (1984).
В хантыйских «Сказках старого Тыма» художник последовательно, в полосных иллюстрациях к каждому рассказу, применяет один и тот же композиционный приём, придающий целостность визуальному образу книги — в центре листа
в серебристо-графитовый квадрат помещён тональный рисунок главного героя (иногда героев, реже — города), вокруг него — уже в штриховой манере, напоминающей резцовую гравюру, изображены по периметру все остальные персонажи и сопровождающие предметы — люди, звери, рыбы, птицы, деревья, обласки, туески, бубны, складки ландшафта и даже вертолёт. Шмуцтитулы повторяют форму квадрата, на полях размещены элементы хантыйского орнамента. Продуманный дизайн усиливает общее впечатление.
Чёрно-белые иллюстрации Гороховского отличает легкость, динамичность, они отражают реалии своего времени и отличаются от других интересных вариантов оформления этой книги, изданных в Барнауле в 1952-м (художник М. Николаев)
и в Новосибирске в 1966-м (художник И. Титков).

Щелкните для увеличения

При оформлении детских книг художник активно использует цвет и свободный ассоциативный рисунок

Диапазон иллюстрируемых Э. Гороховским книг был широк: детская отечественная и зарубежная литература — книги А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, В. Маяковского,
А. Лиханова, Р. Погодина, Э. Мошковской, Братьев Гримм,
Л. Кэрролла; фантастика — М. Михеев, А. Якубовский; советская литература — А. Черкасов. Л. Квин, М. Назаренко, Е. Коронатова, книги новосибирских писателей юмористов и сатириков Н. Самохина, Л. Треера, А. Иоффе, Д. Золотова. Ю. Тарана.
При оформлении детских книг художник активно использует цвет и свободный ассоциативный рисунок. При оформлении книжки весёлых детских, фольклорно-деревенских, почти абсурдистких стихов Г. Карпунина «Фокус-мокус» (1990) он даёт волю своему воображению. Да и такие строки как «Фокус-мокус / Груша с дыней / Ехал месяц по луне / Он на лошади на синей, на зелёном на коне» вполне предполагали игровую, карнавальную, шуточно-сюрреалистическую интонацию иллюстраций.




Э. Гороховский внёс свой вклад в оформление знаковых для новосибирской детской литературы книг Ю. Магалифа — «Бибишка – Славный дружок» (1969), написанной в 1960-м, и «Приключения Жакони» (1977), написанной в 1957-м, на которых к тому времени выросли несколько поколений детей. Предыдущие варианты издания, например, «Приключения Жакони» (Детгиз, 1959) с иллюстрациями Г. Валька — мастера точного и лаконичного рисунка, представляются не менее интересными.
Не случайно на обложке книги Гороховский почти цитирует обложку «Жакони» Г. Валька, вписав её в квадрат в центре композиции. Интересны и иллюстрации Х. Аврутиса
к изданию «Жакони» (1964). Книга «Приключения Жакони» Ю. Магалифа продолжала издаваться (1982, 1991, 1993, 1994, 2001, 2018), порождая новые варианты оформления, повторяя старые (издание 2018-го повторяет издание 1959-го), но красочная и артистичная версия Гороховского по-прежнему живёт и для части читателей Жаконя запомнился навсегда именно с этими иллюстрациями.
В начале ХХ века поэт О. Мандельштам написал: «Поэзия — не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра». Пожалуй, особо хищным глазомером Э. Гороховский не обладал, достоинства его книжной графики не столько в точности
и строгости, сколько в лёгком, ненапряжённом рисовании, в свободной компоновке образов, в ассоциативности и фантастичности. Как раз все эти качества пригодились в оформлении одной из самых известных книг для детей и взрослых «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, рассказанной Борисом Заходером, а изданной уже в Нижнем Новгороде Волго-Вятским издательством в 1991-м. Пожалуй, это самая виртуозная работа Гороховского, к тому времени уже известного художника, в сфере книжной графики.
Щелкайте по изображению для увеличения
Чуть ранее, там же, в Волго-Вятском книжном издательстве с 1986, в городе, еще называвшемся Горький, началось издание знаменитого цикла сказок А.М.Волкова. Уже первая книга –«Волшебник изумрудного города» производит неожиданное впечатление –интересные, мастерские, но что-то напоминающие композиции, создают впечатление не то дежавю,
не то розыгрыша. Все иллюстрации книги имеют конкретные источники в немецком, нидерландском, итальянском, французском, испанском искусстве. Здесь присутствуют в открытом, или в чуть зашифрованном виде и Питер Брейгель,
и Альбрехт Дюрер – они больше всех, и Иероним Босх, и братья Губерт и Ян Ван Эйки, и смесь композиций Беноццо Гоццоли, Филиппа Липпи, Сандро Боттичелли, и даже Франциско Гойя. Что это? Постмодернистская апроприация, ирония, шутка (когда Страшила вписан в «Жатву» Брейгеля, а вместо «Св.Иеронима в келье» Дюрера Элли рисует лицо Страшиле? Для детей –это красивые иллюстрации, для ироничных и искушенных взрослых – повод поучаствовать в игре узнаваний, посмеяться шуткам художника. Кому-то это может показаться не смешным. В последующих книгах цикла деконструкция классики уже сменяется оригинальным динамичным рисованием. Видно, что художник с работал с удовольствием. Книги нравились. Почти сразу их переиздали в Саратове. Но уже ощущалось, что концептуалист в Гороховском уже вытесняет книжного графика, игра собственными смыслами становится интересней иллюстрирования заданных сюжетов.
Работа с книгами увлекала художника и была в течение тридцати лет существенной формой заработка, но фокус творческого интереса с годами смещался в сторону живописи, графики, фотографии. После переезда в Москву Э. Гороховский влился в группу художников «Сретенский бульвар», его товарищами и собеседниками стали Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Эрик Булатов. Со временем
Э. Гороховский стал известным художником, классиком московского романтического концептуализма, в таком качестве он вошёл в историю современного искусства.
Но его работа как художника книги всё же не забылась.

В память о художнике в 2005-м в Москве, в Государственном литературном музее имени В. Даля на Зубовском бульваре, состоялась выставка «В стране чудес». Она показала зрителям Э. Гороховского как книжного графика.
Среди представленных работ — иллюстрации к детским книгам Г. Сапгира, Э. Мошковской, Г. Балла, А. Волкова,
Л. Кэрролла, к сказкам Ш. Перро, В. Гауфа и братьев Гримм, к «Тысяче и одной ночи» и другим.
Работы Гороховского полифоничны, он прекрасно чувствовал цвет,
а самое главное — совершенно точно представлял, что должно появиться на бумаге, ещё до того, как начинал работать.
А это очень важное качество иллюстратора» (3).
Франциско Инфанте, фотограф, теоретик искусства, Заслуженный художник Российской Федерации
Щелкайте по изображению для увеличения
В 2019-м в Новосибирском художественном музее тоже состоялась выставка книжной графики Э. С. Гороховского «Мастер сказочных страниц», организованная совместно с Городским Центром истории Новосибирской книги
им. Литвинова и посвящённая 90-летию со дня рождения художника. Основной акцент делался на иллюстрациях
к книгам Новосибирского книжного издательства. Несомненно, творчество Э. С. Гороховского — заметная страница
в истории новосибирской книги, в художественной истории города.
А в Москве оформленные Э.С. Гороховским книги переиздают и в наше время.

Сентябрь 2022 г.


1. Левченко Н. И. Мастер сказочных страниц. Эдуард Гороховский// Новосибирский государственный художественный музей.
URL: ttps://www.nsartmuseum.ru/journal/id/251. Дата публикации: 11 янв. 2020.
2. Гороховский Э. С. Рейс 720. Новосибирск-Москва: воспоминания. М.: Магазин искусства, 2003. С. 29.
3. Гороховский Эдуард Семёнович (12 июня 1929 — 2004)// АРТиШОК: группа ВКонтакте. URL: https://vk.com/wall-61546782_104860. Дата публикации: 12 июня 2021.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website