Новосибирские художники-иллюстраторы детских книг
Поэт шрифта и плаката
В. О. Назанский

Владимир Александрович Авдеев — художник-иллюстратор, график, плакатист — оставил заметный след в художественной жизни Новосибирска.
Претендует на него и наш южный сосед, называя его
в списке казахстанских художников, поскольку первое его образование — Алма-Атинское художественное училище. Но затем из Алма-Аты Авдеев вместе со своим двоюродным братом Владимиром Кирилловым (их матери — родные сестры) приехал в Новосибирск.
Оба были отличными шрифтовиками, а В. Авдеев еще
и замечательным рисовальщиком. Они владели навыками оформления книг, чем приятно поразили художественных редакторов Новосибирского издательства Виталия Минко
и Алису Тобух, много сил тративших на привлечение художников, их обучение навыкам оформления книги.
Два Володи — Авдеев и Кириллов — появились сами. Я от их шрифтов, от грамотного оформления книг обомлел. Я такого никогда не видел. Они сделали книжку М. Винкмана и Е. Иванова «Высота 2222».
Очень грамотно сделали...
В. П. Минко, художественный редактор Новосибирского книжного издательства


Сразу следом В. Авдеев оформляет для Новосибирского издательства роман Болеслава Пруса «Кукла» в трех томах, объёмом 831 страницу.
Каким-то удивительным образом стилистика оформления, включая иллюстрацию на обложке, кажется современной, будто сделана вчера,
а не в 1958-м, напоминает компьютерную графику, нарисованную стилусом свободными, непринуждёнными, широкими штрихами, и даже название, набранное авторским шрифтом, помещено на отдельную черную плашку.
Конечно, конец 1950 — начало 60-х – время творческой свободы, ещё не одёрнутой свыше, время возрождения «второго авангарда», конструктивизма.
Многие наработки 60-х повлияли на современный дизайн, а выделение чего-либо важного с помощью тонированных «плашек» приняло эпидемиологический характер. В это окно свободы,
в 1959-м, Новосибирское книжное издательство выпускает в оформлении В. Авдеева «Стихи» Георгия Вяткина, репрессированного сибирского поэта, общавшегося до революции с И. Буниным,
А. Куприным, А. Блоком, К. Зайцевым, переписывавшегося с М. Горьким.
В том же году выходит и сборник «Новосибирск поэтический», объёмом 156 страниц, получивший иллюстративный переплет с тиснением в две краски. В 1962-м Авдеев поступает в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, но ещё до отъезда он успевает оформить объёмистую —
в 395 страниц — книгу Александра Смердова «Стихотворения, поэмы, переводы».
В период учёбы в Суриковке, в мастерской плаката у О. М. Савостюка, Авдеев получил заказ от Западно-Сибирского книжного издательства на оформление книги Тамары Габбе «Быль и небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи». Книгу, подготовленную ещё в 1946-м, не издавали уже двадцать лет. Посмертное новосибирское издание 1966-го стало первым и открыло дорогу последующим переизданиям. Рукопись подготовили к печати Л. Чуковская и А. Любарская.
Книга вышла с двумя послесловиями — С. Маршака и В. Смирновой.
Габбе в течение почти всей жизни была платонической любовью Самуила Яковлевича. Худенькая, стильная, остроумная, с классическим гимназическим образованием, с языками, при этом православная (в третьем поколении) в эпоху воинствующего атеизма (!), она работала в ленинградском издательстве «Детская литература» с 1933-го до самого, к счастью не очень долгого, ареста в 1937-м — редактировала, писала, переводила. Пережила блокаду. После войны работала
в Москве. Самое известное из прижизненно опубликованных произведений — «Город мастеров».

Тамара Григорьевна Габбе

Автор популярных сказочных пьес

для детей, писатель, переводчик, литературовед


 

Книга сказок «Быль и небыль», несмотря на восторженный отзыв Твардовского, ждала публикации двадцать лет. Зато получилась незаурядная. Художник вдумчиво подошёл к теме, в оформлении книги ощущается творческая избыточность, даже столкновение разных подходов и стилей, но назовём это многообразием. Солидная 300-страничная книга получила и цветные, и чёрно-белые иллюстрации, эффектные форзацы с коллажами — фрагментами грубоватых народных узоров, белых на чёрном, задающих определенный тон простого правдивого рассказа. Прост и элегантен авантитул, включающий только имя и фамилию автора и красную, словно выкованную, тонкую линию
с декоративными, сделанными не по циркулю завитками. Выразителен титул с названием, с авторскими красными и черными шрифтами в старорусском духе, с легко вписанной условной мордой льва между блоками литер.
Среди внутренних иллюстраций встречаются три разных стиля, три идеи оформления.
Каждую сказку предваряет полуполосная, крепко сделанная, плотная, напоминающая линогравюру, чёрно-белая иллюстрация с изображением основного персонажа и сопутствующих сюжету элементов. Для придания атмосферы сказочности и старинности, своего рода стилевым рефреном, через всю книгу идут черно-белые полноформатные иллюстрации с простыми линейными рисунками фантазийных сказочных существ, словно вдохновленными древнерусскими барельефами Дмитровского собора во Владимире или мотивами народной резьбы по дереву. Третий тип иллюстраций — красочные развороты, сделанные с помощью цветовых плоскостей, свободно написанные широкой кистью, уже начинающие напоминать плакаты на темы народных сказок. Выделение цветных полноформатных иллюстраций в отдельные развороты позволило избежать конфликта стилей и ощущения эклектики. Книга как сочетание текста и визуального ряда, а также формата, объема и веса получилась удачной, эффектной и насыщенной, и была отмечена поощрительным диплом Всесоюзного конкурса «Искусство книги» (1966). Сборник интересен и сам по себе как литературно обработанный фольклор.
Я давно люблю русские сказки и знаю их как будто не худо. Однако
я прочел сборник Т. Г. Габбе, как новую, ещё не знакомую книгу. Многие сказки в этом сборнике были мне попросту неизвестны раньше, другие повернулись ко мне какой-то новой, неожиданной стороной» (2)
С. Я. Маршак
После первого новосибирского издания книгу стали переиздавать. В 1992-м, снова в Новосибирском книжном издательстве, выходит «Быль и небыль»
в чудесном, совсем другом, мастеровитом
и женственном оформлении Светланы Ким.
Но именно в оформлении В. А. Авдеева издательство «Эннеагон» перевыпустило книгу в твердом переплете, а затем в 2010-м книгу перепечатали
в мягком переплете без цветных вклеек.
Не исключено, что «Быль и небыль» Тамары Габбе — лучшая книга В. А. Авдеева.
После успеха этой книги, окончив Суриковку, художник возвращается из Москвы в Новосибирск
и работает в нём всю свою жизнь, несмотря на отдельные попытки уехать.
Имеет смысл уточнить, что годы учёбы в Москве были и годами активной работы в книжной графике. За это время В. Авдеев оформляет порядка двадцати книг.
Среди них хотелось бы назвать некоторые изданные
в Новосибирске книги: Леонид Мартынов «Поэмы», 1964; Василий Коньяков «Не прячьте скрипки в футлярах», 1964 (в 2003-м году по книге снят фильм «Красное небо. Чёрный снег», режиссер Валерий Огородников); Александр Кухно «Ранимость. Стихи», 1965; Елизавета Стюарт «Стихи», 1966; Виктор Утков «Рожденный в недрах непогоды», 1966.
В это же время В. Авдеев уже сотрудничает
с московскими издательствами и оформляет книги
не только сибирской тематики, как, например, роман Андрея Иванова «В краю долгой весны» (1963)
о жизни эвенков, но и книги столичных авторов, например, роман В. Д. Успенского «Неизвестные солдаты» (1965) в двух томах общим объёмом в 840 страниц. Роман был отмечен М. А. Шолоховым, как «лучшее произведение о Великой Отечественной войне», которое «не только достоверно воспроизводит события, но и передаёт дух времени» (3).
В 1966-м художник оформил по заказу «Молодой гвардии» сборник
«Живут на Неве поэты». Книга получила лаконичное, но стильное оформление — заставки в виде ажурной петербургской ограды, на переплёте — геометрическая шрифтовая композиция названия, причём каждое слово выделено отдельным цветом.
В целом, композиция названия производит впечатление визуальной поэзии, которая только-только со времен русского авангарда вновь возрождалась
в отдельных опытах Андрея Вознесенского и Генриха Сапгира.
В Новосибирск В. Авдеев вернулся опытным, искушённым художником книги. Новосибирское издательство уже переименовали в Западно-Сибирское, масштабы издательской деятельности расширялись, заказов было много.

 


Большинство заказов — книги сибирских писателей или книги, тематически связанные с Сибирью, как, например, рассказы о Семёне Дежнёве Владислава Бахревского «Хождение встречь солнцу», переиздание сборника (повесть и рассказы) о строительстве Иркутской ГЭС «Продолжение легенды» Анатолия Кузнецова, впоследствии писателя-невозвращенца, известного дневниковой книгой «Бабий Яр».
В. Авдеев оформил книги многих сибирских авторов: М. Михеева, Г. Машкина, В. Орлова, Е. Стюарт,
Л. Кокышева, И. Лаврова, В. Лихоносова,
А. Плитченко, Г. Емельянова, В. Пухначева,
Л. Решетникова, А. Смердова, Н. Созиновой, В. Уткова, Л. Асеевой, Л.Чикина, Г. Федосеева, В. Сапожникова,
Р. Валеева, Е. Гущина, П. Киле, Г. Баженова,
С. Заплавного, Н. Самохина, В. Астафьева и других. Оформление этих книг по большей части было лаконичным и функциональным и часто ограничивалось иллюстративным переплетом.
Совсем другие, более широкие, возможности предоставляли книги для детей.

В 1969-м В. Авдеев иллюстрирует для Западно-Сибирского книжного издательства «Сказку о военной тайне,
о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» Аркадия Гайдара. Книга получила яркие цветные полосные иллюстрации, носящие несколько плакатный характер. В 1983-м книга была переиздана Западно-Сибирским издательством с доработанными иллюстрациями.
Ещё один пример работы в жанре детской книги — «Грибной дождь» Александра Куликова, вышедшей
с иллюстрациями В. Авдеева в 1984-м, спустя 12 лет после первого издания книги в оформлении Светланы Ким. Вроде бы безупречно выполненные, композиционно-выверенные цветные полноформатные иллюстрации производят двойственное впечатление. С одной стороны — радуют красочностью и точностью, с другой —
в образах персонажей, особенно детей, ощущается порой какая-то плакатность, у главной героини Иринки лицо кажется шаблонным, глаза без зрачков, пальцы квадратные. Лучше удаются образы взрослых, растения, лесные обитатели.
«Веселые мастера» Сергея Панфилова (1987) производят более живое впечатление. На цветных полосных
и полуполосных иллюстрациях, выполненных гуашью и акварелью, круглолицые дети (уже с нормальными глазами), игрушки, пекарь дядя Петя, булочки, гуси, овощи, птицы, стрекозы — словом всё свидетельствуют
о празднике бытия и естественной смене времён года. Остается только недоумевать, как же эти изображения
до сих пор не разобрали для рекламы упаковок детского питания.
В иллюстрациях к детским книжкам В. Авдеева с изображением детей есть всё, кроме интонации натуральной детскости и атмосферы сказочности. В нём ощущается монументалист и плакатист.
Более ровное впечатление производит «Царевна-лягушка» в обработке А. Афанасьева (1988). Среди иллюстраций нет детских образов, зато есть повод рисовать старорусские красочные костюмы, сказочные аксессуары, элементы архитектуры, буквицы. Замечателен рисованный шрифт названия, размещённый на обложке
в форме арки над головами главных героев.
Щелкайте по изображению для увеличения
Некоторая неестественность, что ощущается в книжках для самых маленьких, исчезает в книгах для детей постарше и взрослых. К таким примерам можно отнести книгу Владимира Галкина «Седой медведь. Сибирские сказы», изданную Западно-Сибирском издательством в 1986-м. Впервые «Сибирские сказы» были изданы «Молодой гвардией» в Москве в 1984-м, потом переизданы в 1985-м.
Затем дошла очередь и до Новосибирска — города, где родился и вырос автор. Книга, оформленная В. Авдеевым, получила серебристую суперобложку с названием, стилизованным под старорусский шрифт. Лаконично и эффектно оформлен чёрный переплёт с серебряными узорными декоративными элементами вдоль корешка книги и на самом переплёте.

 



 

Серебро становится цветовой и смысловой доминантой — повторяется
в цвете имени автора и названия, серебристых форзацах с узором морозных веток, в чередующихся серебристых заставках семи видов,
в полноформатных таинственно мерцающих серебристых иллюстрациях к каждому из 28-ми сказов.
Серебром отливает седина медведя, сказ о котором вынесен в название всего сборника. Заставки похожи на узорную резьбу по дереву, словно отсылка к народному умельцу из сказа «Митюшин пояс», украшавшего резной вязью деревянные дома сельчан. Единственные цветные детали
в монохромном оформлении — чередующиеся по цвету красные и синие буквицы и несколько видов орнаментальных кантов вокруг иллюстраций. Характер иллюстраций созвучен тексту. «Сибирские сказы» В. Галкина и иллюстрации к ним запомнились новосибирским читателям того времени.


Работая преимущественно в Новосибирске и для Новосибирска, В. А. Авдеев не терял связи с московскими издательствами. В 1992-м на русском и английских языках издательство «Российский писатель» выпустило две детские книжки
с цветными обложками В. А. Авдеева «Cinderella. Золушка» и «Sindbad the Sailor. Синдбад-мореход» (4).
В 1994-м Сибирское отделение «Детской литературы» издало сборник «Сказки для детей», включив в него иллюстрации В. А. Авдеева к «Курочке Рябе» 1988-го года наряду с другими сибирскими художниками.


 

Творческий путь Владимира Александровича Авдеева был насыщенным — за 36 лет работы он оформил более 100 книг. Кроме Новосибирского книжного издательства (в 1964–1985-е — Западно-Сибирского)
и Сибирского отделения «Детской литературы» В. А. Авдеев работал с московскими — «Молодая гвардия», «Советская Россия», «Российский писатель», «Детская литература», «Эннеагон», а также Центрально-Черноземным и другими. Но больше всего книг было оформлено и издано в Новосибирске.
Книжная графика В. А. Авдеева — часть культурного наследия Новосибирска.

Декабрь 2022 г.


1. Мельников Е. Книжные сокровища// Сибирские огни. 2015. № 2. URL: https://www.сибирскиеогни.рф/content/knizhnye-sokrovishcha (дата обращения 10.12.2022).
2. Издан уникальный сборник сказок в изложении Тамары Габбе// Лабиринт: интернет-магазин. URL: https://www.labirint.ru/news/4078/.
Дата публикации: 06 сент. 2008.
3. Успенский, Владимир Дмитриевич// Википедия: свобод. энцикл. URL: https://clck.ru/338g57 (дата обращения 10.12.2022).
4. Художник Авдеев В. А.: 1936–1994, Новосибирск// Livejournal. URL: https://horoshkovaok.livejournal.com/304849.html. Дата публикации: 2016.09.22.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website