Новосибирские художники-иллюстраторы детских книг
Страна чудес
Любови Лазаревой
В. О. Назанский

Любовь Лазарева — представительница ныне действующего в Новосибирске поколения книжных графиков,
причем наиболее заметная и активная, как в силу работоспособности,
так и коммуникабельности.
Она успевает многое: оформляет по три-четыре книги в год, руководит мастерской мультипликации кинематографического отделения «Старая Мельница» детской художественной школы «Весна» в Новосибирске,
в 2003 и 2004 годах дважды занимала I место в конкурсе новогодней открытки в Токио, в разных номинациях.
И вот уже чуть более 30 лет она занимается книжной иллюстрацией и дизайном преимущественно детских книг и оформила за это время свыше 100 изданий. Л. Лазарева сотрудничает не только с региональными (Новосибирск, Красноярск, Челябинск), но и с известными центральными издательствами: «Эгмонт», «АСТ», «ЭНАС-КНИГА», «Эксмо», «Махаон» и другими. Круг заказчиков широк — вплоть до Издательского Центра «РОСАЗИЯ» Сибирского Рериховского общества.
В издательство её, еще студентку Новосибирского инженерно-строительного института, привел Юрий Магалиф, решивший поддержать девушку, с детства мечтавшую оформлять книги, и доверить ей иллюстрирование своих сказок. В. П. Минко, художественный редактор, занимавшийся с момента своего приезда в Новосибирск, в силу необходимости, не только своей прямой работой, но и развитием навыков оформления книги у начинающих художников, был наилучшим из возможных наставников.
В результате он собрал яркую команду, в которой были такие замечательные художники, как Спартак Калачёв, Эдуард Гороховский, Светлана Ким, Александр Шуриц и ещё множество талантливых людей. Оформление книг было свежим, новаторским и по-настоящему мастерским.
Любовь Лазарева
«На этих книжках я росла, и даже не догадывалась, что многие из художников не были изначально профессиональными иллюстраторами, — вспоминает Лазарева. — Профессионалом был Минко.
И теперь он терпеливо взялся обучать меня.

Работа длилась в целом около двух лет (в те времена планы издательства были невероятно долгосрочными). Некоторые картинки я перерисовывала по 3–4 раза.
В конце концов все иллюстрации были приняты» (1)
А это десятки цветных полноформатных иллюстраций, шмуцтитулы, титул, обложка.
Книга «Сказки» Ю. Магалифа объёмом в 296 страниц вышла большим тиражом в 1991-м.
Книга получила третье место на всероссийском книжном конкурсе. Начало карьеры книжного иллюстратора получилось у Л. Лазаревой впечатляющим.
В одном из интервью она вспоминала: «Мне повезло, понемножку стали поступать заказы. Постепенно полы дома стало мыть некогда» (2).
Щелкайте по изображению для увеличения
Но вскоре наступила другая эпоха, другая, довольно непростая, социальная реальность. Иллюстрации, как в послевоенные годы, снова стали чёрно-белыми. Цветные качественные книги для детей начали издавать только годы спустя.
Но молодая художница находила свою прелесть
и в чёрно-белых иллюстрациях. Она считает, что ей повезло с произведениями Льва Штудена, Михаэля Энде, Елены Ильиной, с русским фольклором
и стихами Георгия Семенова.
Книга Льва Штудена «Конференция цветных королей» в оформлении Лазаревой успела выйти
в 1991-м. Она получила цветную обложку и чёрно-белые внутренние иллюстрации, выполненные пером и тушью, но стилизованные под резцовую гравюру, отсылающую в старые добрые времена. Следом вышли другие книги Л. Штудена — «Шкатулка дедушки Елисея» и «Путешествие в страну тембров», оформленные по тому же принципу.


Не будет преувеличением сказать, что 1993 год прошёл для Лазаревой под знаком Михаэля Энде.
В этом году «Сибирская книга» издаёт в оформлении Лазаревой «Джима Пуговицу и Лукаса-машиниста»
и выпускает продолжение — «Джим Пуговица
и чёртова дюжина» (перевод Т. Набатниковой), 206 страниц, тираж 50 тыс.

У книг — цветная иллюстрация на крышке переплёта, подцвеченные рисунки на форзаце, внутренние полноформатные чёрно-белые иллюстрации, сознательно напоминающие печатную графику.
Во всём сохраняется стилевое и интонационное единство, романтическая приключенческая атмосфера детской книги.
Цветная обложка и чёрно-белые внутренние иллюстрации — своего рода стандарт 90-х. В 1996-м Сибирское отделение «Детской литературы» издаёт в оформлении Л. Лазаревой внушительного объёма — 405 страниц — книгу Юрия Магалифа «Приключения и подвиги генерала Картошкина».
Здесь во внутренних иллюстрациях абсолютно меняется стилистика рисунка, исчезает всякое подобие гравюры, изображение строится энергичными штрихами и формообразующими линиями по белому фону.
Моделировка фигур носит добродушно-гротескный характер. Книга получилась легкой, интересной, увлекательной, с реалиями новой жизни, вышла довольно солидным по наступившим временам тиражом —
25 тыс. экземпляров.
Щелкайте по изображению для увеличения
Шло время, на смену большим тиражам пришли небольшие и совсем небольшие, меж тем в страну ввезли импортные полиграфические машины, вернулась цветная печать. Детские книжки стали получаться более яркими, красочными, декоративными. У Лазаревой сложилась своя манера иллюстрирования — с аккуратным выверенным рисунком, чуть акцентированными контурами, насыщенными цветовыми плоскостями, порой почти создающими эффект витража.

Это заметно в одной из лучших её книг «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэрролла (не была издана), где в иллюстрациях свобода воображения сочетается со сделанностью, завершённостью, точностью каждого элемента. Каждый фрагмент изображения имеет определённые контуры и насыщен цветом. В облике главной героини угадываются черты самой художницы, подобно тому, как любой читатель идентифицирует себя
с Алисой. Ритмическое сочетание цветовых форм, линий, орнаментов создает эффект красочного калейдоскопа, игры смыслов.


Щелкайте для увеличения

Очень хорошо, когда автор текста — близкий по духу человек,
тогда всё получается быстро. А если текст не совсем нравится,
всё равно нужно найти в нём что-то выдающееся, иначе ничего хорошего не выйдет. Редко, но попадаются книги, которые иллюстрировать не хочется. Тогда лучше сразу отказаться...
Любовь Лазарева
В цветных иллюстрациях художница чаще всего использует смешанную технику — гуашь, акварель, цветные карандаши. Пробует разные материалы и приёмы, если это идёт на пользу книге. Она не использует подолгу свои же наработки, избегает шаблонов, варьирует и обновляет свою манеру.
Оформление книги — это итог взаимодействия художника
и текста, как правило, в рамках заданных технологических параметров.
Любовь Лазарева рассказывает:
«Если у меня есть право выбирать фрагмент, к которому будет иллюстрация, я должна выделить самые главные моменты, и стараюсь, чтобы ещё до того, как человек прочитает сказку или рассказ, ему было бы интересно листать книжку, рассматривать картинки.
Но бывает, что макет книжки уже готов, и иллюстрировать нужно те эпизоды, которые выбрал художественный редактор издательства» (3).
В ряду оформленных ею книг — столичные авторы, классики отечественной и зарубежной детской литературы, но всё же заметная часть всего списка изданий приходится на сибирскую литературу.
Любовь Лазарева родилась, выросла, сформировалась как художник
в Новосибирске. Здесь она живёт и работает. В отличие от некоторых своих именитых предшественников, она в большей степени обращена
к сибирскому материалу. Быть может, это начинает проявляться сибирская культурная самодостаточность?
Работоспособность
Л. Лазаревой впечатляет:
она справляется
с задачами и находит интересные творческие решения.
Среди сибирских книг, оформленных Лазаревой, можно назвать «Небесное зеркало» тувинского писателя Монгуш Кенин-Лопсана, «Волшебную дверь» и «Говорящее колечко» Георгия Семёнова, «Побратимы», «Сказ
о Мироне-морском тритоне», «Волшебный посох» Евгения Мартышева, «В плену поэзии», «Берегиня», «Соболёк-королёк» Таисьи Пьянковой, «Цветы Пути» Екатерины Грачёвой, «Четыре времени счастья» Нелли Закусиной, книги бывшего новосибирца Юрия Солодкина: «Собаки», «Угадайки» и другие.
Щелкайте по изображению для увеличения

Иллюстрация Л. Лазаревой


Щелкайте для увеличения

В своей активной жизни сложившегося и востребованного мастера книжной графики Л. П. Лазарева не забывает Юрия Магалифа.
К столетию писателя она оформила «Типтика», а «Энас-книга» трижды её издала — в 2018, 2019, 2020-м. Затем в её оформлении в 2019-м всё то же издательство «Энас» печатает в Москве книгу Ю. Магалифа «Успех-трава».
Книга получила твёрдый переплёт, цветные заставки, цветные иллюстрации, порой обустроившиеся прямо в поле текста, в середине страницы. На первом же развороте, слева, фронтиспис — полноформатная иллюстрация с портретом Юрия Магалифа, сидящего
за столом в творческом раздумье, с пером в руке, перед открытой тетрадью, а вокруг него порхают в пространстве легкие контурные чёрно-белые рисунки ещё не вербализованных персонажей. Они материализуются в тексте и иллюстрациях на последующих страницах.
Одна из последних работ Л. П. Лазаревой — оформление книги «Царь-птица Чарана. Цыганские сказки» Хали Кулешовой и Лилит Мазикиной
из серии «Сказки народов России», выпущенной
в 2022-м петербургским издательством «BHV».
Книга отличается от всего прежде сделанного художником эмоциональной контрастностью
и мрачноватым колоритом хорошо прорисованных цветных полноформатных иллюстраций. Цветные развороты с зимними холмистыми румынскими пейзажами, летними музыкальными и бытовыми сценами, вечным движением, словно погружают
в атмосферу непредсказуемой цыганской жизни.
Тревожное чувство пробуждает и контрастная цветная иллюстрация на крышке переплета
с изображением птицы Чаран огненного цвета, покинувшей свой дворец на севере, вершащей надмирный полет, не то на фоне рассвета,
не то на фоне сгущающейся ночи.

Оформление книги говорит о многообразии творческих решений, о смысловом

и интонационном взаимодействии текста

и иллюстраций, о чуткости художника

в переживании и визуальном выражении происходящего.

Любовь Лазарева — сложившийся, но не остановившийся мастер, развивающийся, ищущий, ныне работающий художник книги. Она из тех, кто продолжает историю сибирской книжной графики.

Декабрь 2022 г.



1. Лазарева Л. П. О себе// Новосибирская областная детская библиотека им. А. М. Горького: сайт.
URL: https://maxlib.ru/lib.php?item=440 (дата обращения: 28.11.2022).
2. Лазарева Л. П. Интервью// «Сибирь на страницах»: группа ВКонтакте.
URL: https://vk.com/wall85006000_823?w=wall-139877039_1673. Дата публикации: 21 нояб. 2017.
3.Там же.




This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website